Святитель Григорий Богослов
Советы верующей женщине.
Посылаю тебе, дочь моя, этот добрый подарок, посылаю я, Григорий; а совет отеческий есть самый лучший.
Не золото, перемешанное с драгоценными камнями, служит украшением женщинам, Олимпиада. Царского лика не покрывая румянами, – этим нравящимся срамом на образ свой не наводи другого погибельного образа. Багряные, золотые, блестящие, испещренные одежды предоставь другим, которые не украшены светлой жизнью. А ты заботься о целомудрии, о красоте, достойной удивления для очей внутренних. Добрые нравы – самый лучший цвет в женщине, которая имеет прочную неизменяемую и достойную прославления красоту.
Во-первых, почитай Бога, а потом супруга – глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений. Его одного люби, ему одному весели сердце, и тем больше, чем нежнейшую к тебе питает любовь, под узами единодушия сохраняй неразрывную привязанность. Дозволяй себе не такую вольность, на какую вызывает тебя любовь мужа, но какая прилична, потому что во всем возможно пресыщение. Но хотя и во всем бывает пресыщение, однако же лучше такая любовь, которая не знает оного.
Родившись женщиной, не присваивай себе возможности, свойственной мужчине, и не величайся родом, не кичись ни одеждами, ни мудростью. Твоя мудрость -покоряться законам супружества, потому что узел брака все делает общим у жены с мужем.
Когда муж раздражен, уступи ему, а когда утомлен, помоги нежными словами и добрыми советами. И укротитель львов не силой усмиряет разъярившегося зверя, у которого в бешенстве прерывается дыхание, но укрощает его, гладя рукой и приговаривая ласковые слова.
Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесенном ущербе, потому что сам он – лучшее для тебя приобретение. Не укоряй и за то, что конец дела противен его предприятию. Это было бы несправедливо, потому что по ухищрению демона часто и благоразумные предприятия не достигают своей цели. Не укоряй его также в недостатке сил, потому что в мече всегда есть сила.
Кого не любит муж твой, того не хвали с хитрым намерением неприметно уязвить мужа словом. Благородным мужам и женам, а особенно женам, и во всяком другом случае прилична простота сердца.
Радости и все скорби мужа для себя почитай общими. Пусть и заботы будут у вас общие, потому что через это возрастает дом.
И твой совет может иметь место, но верх должен быть мужнин. Когда муж скорбит, поскорби с ним и ты несколько (сетование друзей служит приятым врачевством в печали), но вскоре потому, приняв светлое лицо, рассей грустные его мысли, потому что сетующему мужу самая надежная пристань -жена.
Твоим занятием путь будут прялка, шерсть и поучение в Божием слове, попечение же о внешних делах предоставь мужу.
Не выходи часто за двери дома, в места народных увеселений и неприличных собраний, там и у стыдливых похищается стыд, там взоры смешиваются с взорами, а потеря стыда -начало всех пороков.
И в добрые собрания приказываю тебе ходить с благоразумными, чтобы в уме твоем запечатлелось какое-нибудь доброе слово, которое бы или искоренило в тебе порок, или крепче привязало тебя к добродетели.
Дом твой – для тебя и город и рощи. Не позволяй себя видеть посторонним, кроме целомудренных родственников или иерея и седины, которая для тебя лучше юности. Не кажись и женщинам, которые высоко носят голову и ведут себя открыто. Не кажись и благочестивым мужам, даже многоуважаемым тобой, как скоро супруг твой не хочет иметь их в своем доме. Ибо кто доставит тебе столько пользы, как добрый супруг, если ты его одного любишь ?
Будь высокомудренна, но не высокоумна.
Хвалю женщин, которые даже не знают мужчины.
Не спеши на брачный или именинный пир, где пьянство, пляски, смех и необаятельное обаяние. Это приводит в расслабление и целомудренных, как солнечныйлуч топит воск.
И у себя, в присутствии ли благосклонного супруга или в отсутствие его, не делай домашних попоек. Если чреву положена мера, то, может быть, возобладаешь над страстями. Невоздержанного же чрева и я боюсь, боится и супруг твой.
На щеках твоих не должно быть ни похотливых движений, ни гневных трепетаний. Это постыдно для всякого человека, особенно же для женщины, и делает лицо безобразным.
Уши свои укрась не жемчугом, но привычкой внимать добрым речам, а для худых речей замыкать их ключом ума. И отверстые и замкнутые уши твои да будут целомудренными слушателями.
Пусть девственная стыдливость в присутствии супруга разливает у тебя под веками чистый румянец. Покрывайся румянцем, когда смотрят на тебя другие, а сама старайся ни на кого не смотреть и к земле опускай брови.
Если у тебя не обуздан язык, всегда будешь ненавистна мужу. Длинный язык причинял часто зло и невинным. Лучше молчать, когда и самое дело вызывает на слово, нежели говорить, когда и время не дает места нескромному слову. Твое слово да остается предметом желаний.
Ноги, идущие быстро, ненадежные свидетели целомудрия; и в самой походке бывает нечто наглое.
Выслушай и сие.- не предавайся неукротимой плотской любви, не во всякое время ищи удовольствий супружеского ложа; убеди супруга оказывать уважение к святым дням, потому что образу великого Бога свойственно покорствовать законам, хотя сам безплотный Сын дал нашему роду брачный закон, созданию руки Своей оказав ту помощь, что, когда одни отходят, а другие приходят, длится поколение, и изменяющийся человеческий род уподобляется реке, которая и не стоит на месте по причине господствующей смерти, и всегда полна вследствие новыхрождений.
Вот мой тебе дар! А если нужен дар лучший, то желаю тебе стать многоплодной нивой чадам чад, чтобы большим числом людей песнословим был ведщий Бог, для Которого родимся на свет и к Которому шествовать отсюда – положен нам закон.
Мясопустная родительская суббота
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с мясопустной родительской субботой – днём поминовения усопших.
Особенность этой субботы заключается в том, что в молитве говорится о самых различных случаях смерти, когда люди не получают узаконенных псалмопений и заупокойных молитв. В эту субботу церковь молится о тех, кому Господь попустил умереть внезапной кончиной от неожиданной печали или радости. О тех, кто погиб в море, на реках, озёрах; при добыче зверей, кто сожжен молнией, замерз на морозе; погребен под обвалами, погиб насильственной смертью, от стихийных бедствий, или погиб от других многочисленных смертей. Все они православные, не получившие узаконенных песнопений, церковных молитв, кто ушел из жизни без священнического напутствия, разрешительной молитвы, отпевания. Мы молимся о наших родных, наших родителях. Память о них это особое состояние человеческой души. Каждый из нас это переживает. Господь говорит:
« Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». (Ин.5.24). Как отрадно нам это слышать в этот день. Священное писание учит: нет смерти, что жизнь не прекращается, кроме этой жизни есть другая жизнь вечная. Человек рожден, чтобы жить вечно. Эту истину проповедовал Господь Иисус Христос «Воля пославшего меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и я воскрешу его в последний день».
(Ин 6.40). Жизнь человека в вечности зависит от того каким он подошел к границе своего земного существования и каким он предстал пред Богом. Человек, не живущий в общении с Богом – духовно мертв. В залог будущего воскресенья мы причащаемся святых бессмертных животворящих тайн.
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». (Ин.6.54)
«Наступит время, в которое все, находящееся во гробах услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресенье жизни, а делавшие зло – в воскресенье осуждения». (Ин.5.28). Все люди предстанут перед Богом. Людей любящих Бога, исполняющих волю Божию ожидают Вечная жизнь в общении с Богом. Люди творящие зло, живущие без Бога придут на суд Божий в воскресение осуждения. Не Бог отвергает людей, а люди сами отвергают Бога, не хотят быть с ним. Умирающие в Господе христиане остаются членами Святой Церкви и для них смерть сама по себе не страшна. « Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». (Флп.1.21) говорит апостол Павел. Страшны грехи с которыми отойдем к Господу и которые могут разлучить с Богом. «Ибо смерть истинная не та, которая разлучает душу от тела, но та которая разлучает душу от Бога» – говорит святитель Кирилл Александрийский. После смерти человек ничего не может принести в прощение своих грехов. Молитва, милостыня и бескровная жертва – вот то чем мы можем помочь нашим усопшим. « Напутствуйте меня молитвою, псалмопением и приношением. Когда же исполнятся четыредесять дней по моей смерти, совершите по мне память, братия мои, потому что мертвым помогают приношения, совершаемые живыми» – говорит святой Ефрем Сирин в своем предсмертном завещании. Умершие благодаря нашим молитвам могут избавится от вечного мучения, а мы, благодаря их молитвам за нас можем получить спасения. Не только праведники, но все усопшие помнят о своих, живущих на земле собратьях, и молятся о них. Будем, усердно молится о наших усопших, молитва наша есть выражение любви к ним. « И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин.14.13) сказал Господь. Молясь за усопших, мы должны за упокой их подавать ещё милостыню. Милостыня, подаваемая бедным, принимается Самим Спасителем и бедные вознесут молитвы в память кого они получили подаяние. Если человек отошел грешным подаяние разрешает его от грехов, а если праведным увеличивает его награду и воздаяние. Самое важное средство для помощи усопшим это принесение за их упокой бескровной жертвы во время совершения Божественной Литургии. В это время Сам Господь Иисус Христос, в пречистых Тайнах Тела и Крови своих приносится в жертву за всех и Своею Кровью ходатайствует перед Отцом Своим о прощении грехов усопших. Частицы, вынимаемые из просфор на проскомидии опускается в чашу после причащения и омывается Христовой Кровью, а вместе с тем этой же пречистой Кровью омываются и души тех, за кого эти частицы вынимаются, молясь за усопших, надо заблаговременно помышлять о своей смерти, чтобы в будущей жизни не попасть в место мучения. Силуан Афонский говорит: «Вот самый короткий и лёгкий путь ко спасению: будь послушлив, воздержан, не осуждай, храни ум и сердце свое от плохих помыслов, а помышляй что все люди добрые и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святого Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: Милостив Господь. Если же ты осуждаешь, ропотлив, любишь творить свою волю, то хотя бы ты и много молился, душа твоя оскудеет, и ты скажешь: забыл меня Господь. Но не Господь тебя забыл, а ты забыл, что тебе нужно смирятся, и потому благодать Божия не живет в душе Твоей; в смиренную душу она легко входит и дает ей мир и покой в Боге. Если бы все люди покаялись и хранили заповеди Божии, то рай был бы на земле». Вся наша жизнь дорога к смерти и преддверие вечности. Лучше и драгоценнее христианской кончины мирной, непостыдной и покаянной не можем приобрести ничего в этой жизни. Кто с Господом живет, тот с Господом и умирает. Кто усердно служит господу до смерти, тот с Господом будет и после смерти. « Где Я там и слуга мой будет» (Ин. 12.26). Если мы идем к Богу сами, то должны заботится о людях окончивших свое земное существование. Нужно молится о них, творить за них добрые дела, которые они не смогли сделать на земле сами и подтвердить этим нашу любовь к ним. Сегодня на кануне великого праздника, молясь вместе со всей Церковью, мы веруем что Божественная Литургия, молитвы живых за усопших, милосердное подаяния освобождают души их от ада и содействуют им в достижении блаженного упокоения. Будем молится о усопших и радоваться вместе с ними «и радости нашей никто не отнимет у нас» (Ин. 16.22). Аминь.
Протоиерей Виктор Смирнов
Братья и сестры!
Человек не может жить в отрыве от истории своей страны. Чувство сопричастности прошлому способствует развитию национального самосознания, чувству собственного достоинства, создает духовную основу существования народа.
Осознание величия и трагизма прошлого поможет понять закономерности развития страны и оценить пути ее развития в будущем.
Постройка храма Казанской иконы Божией Матери на Ундольской земле связано с чудом, которое Божия Матерь явила над ополчением Минина и Пожарского. Именно тогда в обществе стала укрепляться уверенность в том, что страна наша пребывает под покровом Божией Матери – сказал Патриарх.
«Мы молим Богородицу, чтобы она никогда свой покров не отнимала от нашего Отечества, чтобы она снисходила к нашим грехам, и помрачению нашего ума, к нашим неумным и часто злым словам. Она ограждала нас от врагов видимых и невидимых, внешних и внутренних, сохраняя народ наш, всю историческую Русь в единстве, сохраняя веру православную в сердцах наших людей» – заключил Патриарх Кирилл.
Мы не можем жить в отрыве от нашей истории. Мы наследники 1000-летней истории. И если мы осознаем эту связь с историей, с прошлыми временами, если мы осознаем свою связь с героями прошлого, то мы проникнемся национальным самосознанием и чувством достоинства, без которого народ не может существовать.
Вспомним день народного единства прошлого года, замечательный праздник, который обращает наше национальное самосознание к тем страницам истории, на которых это самосознание и держится.
Мы живем в Великой России. Казачество одна из составляющей нашей Родины. Девиз казачества: «Служение Богу, Отечеству, народу». За сохранение державности России – символ является памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
Величайшая святыня, покровительница нашего края икона Божией Матери Казанская. Вопрос: что представляет собой история и сколько велика в ней роль личности.
Христианский взгляд на историю: «Во всяком событии, факте первичен человек, наделенный свободой принимать решения и несущий за них ответственность». Поэтому каждый человек деятельный участник российской истории.
Задача преподнести всю российскую историю через биографии семьи, рода.
Нет ничего губительнее для государства, чем розни среднего народа. У нс есть то общее, что дал нам Вседержитель и Творец мира – это наше земное Отечество. Эта та ценность, ради которой мы должны быть едиными по примеру наших предков. «Если дом разделится сам в себе, то не сможет устоять». МК 3.24
Матерь Божия помогает нам воссоздать порушенный храм душ наших. Она помогает нам освятить наше сердце, чтобы в сердце нашем ила любовь к Господу. И мы с Вами должны прилагать все усилия нашей души, для того чтобы стяжать любовь нашей Небесной Матери.
История России через историю моего рода, народа. Задача преподнести всю российскую историю через биографию своего рода. История народа складывается из простых семейных историй, в каждой из которых раскрывается наша искренность и душевность. Поделись свое историей, ведь без Вас, и истории Вашей семьи, рода, народа, породы общая картина будет неполной.
Из рода в род. Расскажите, кто были Ваши родители, бабушки, дедушки, далекие предки. Может они сражались с Наполеоном? Где жили Ваши родные? Откуда берет начало Ваша родословная?
Связь поколений. Это важно сейчас для жителей нашей растерявшейся страны. Моя история – история страны. Портреты, коллажи, рисунки, картины, фильмы, статьи, щиты баннеры войдут в книгу Родионоведение.
Моя история Россия.
На уроках история суха в буквах и датах. В Родионоведение должна быть живая.
В ближайшем будущем создание передвижной выставки «Духовные истоки Родины». Приглашаем к участию всех, кто не считает, что “моя хата с краю, и я ничего не знаю”, тех, кто не считает себя “Иванами, не помнящими родства”. Тех, кто не считает, что “наша Родина уродина, кто только тебя выдумал”.
Помолимся перед иконой Божией Матери Казанская. Вспомним гражданина Минина и князя Пожарского кои образовали ополчение, взяли с собой чудотворный образ Казанской Божией Матери и пошли на Москву и через молитву и покаяние обрели победу. И в нашем храме об этом событии имеется почитаемый образ Божией Матери Казанской, перед которой мы молимся о стране нашей, она роде нашем, и о всей исторической Руси.
Понятие независимости сохраняется до тех пор, пока народ имеет способность, основываясь на своих собственных ценностях формировать государственное устройство, законы, обычаи, передавать доставшиеся ему ценности из поколения в поколения.
Мы молим, чтобы Отечество наше восходило от силы к силе, чтобы оно становилось духовно и материально богаче, чтобы народная жизнь не отрывалась от ее органических истоков, в центре которого – благодатный исток святого православия. Сочетание верности тому, что дорого нашему народу, с готовностью сотрудничать со всеми народами, готовность обмениваться культурными , интеллектуальными дарами и талантами – это залог будущего процветания Отечества.
Мы уповаем на помощь Божию и смиренно просим, чтобы под покровом Пречистой Царицы Небесной Господь хранил страну нашу, землю Русскую и веру православную, в мире и благополучии созидая духовную и материальную жизнь нашего отечества.
Аминь.