Рождество Христово, которое мы сегодня празднуем с такой легкостью сердца, с такой благодарностью и радостью, принесло нам небывалую, непостижимую, новую весть как о Боге, так и о человеке, и обо всём Божественном творении.
Во Христе Бог явился нам небывалым и непостижимым образом. Бог стал одним из нас. При этом Он сделался человеком не в славе, а в немощи – беспомощным, уязвимым и словно бы побежденным, презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие. В эту Рождественскую ночь, когда Сам Живой Бог стал обитать плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой обездоленности. Никто не принял Его Мать под свой кров; все сочли Его чужим, все отослали Его на далекий, бесконечный путь, простирающийся перед странниками без крова и приюта. Так в эту первую ночь на земле Христос приобщился всем тем, кто из века в век проходят через жизнь и телесно, и духовно отброшенными, презренными, нежеланными. А таких людей в истории человечества – несметное количество. И по сей день увы! сколько таких людей, которым некуда пойти, которых никто не ждет, о которых никто не воздыхает, которым никто не готов открыть свой дом. Так происходит потому, что для других людей они чужие. Он приобщился ко всем, кто так живет и в наше время, – к чужим. Поэтому дело христиан – наше дело! -увидеть в них образ Того Бога, Которого мы благоговейно сегодня чтим, и таких людей принять, как мы приняли бы теперь Христа, если бы Он явился перед нами уязвимым, беспомощным, презренным, ненавидимым, гонимым…
Вот каким явился перед нами Бог! Он захотел стать одним из нас для того, чтобы ни один человек на земле не думал, будто Бог так велик, так далек, что к Нему и подступиться невозможно. Он стал одним из нас в нашем унижении и в нашей обездоленности. Он не постыдился нас и «стал как мы все». Он явил нам величие человека. Если Бог мог сущностно стать Человеком, – то неужели мы не понимаем, как значителен человек? И что так возвышенно творение, которое Бог призвал к бытию, что человек может вместить в себя Бога? И что всё наше вещество – наша плоть, наша кровь, наша кость – способно быть богоносным, соединиться с Божеством и остаться собой?! И оно способно явиться нам во славе и величии, которого мы не видим, но которое видит Бог, и ради которого Он сотворил и нас, и всё вокруг!
Бог стал человеком; это значит, что человек так бездонно глубок, в нем такой простор, что он может быть не только местом Боговселения, как бы храмом, но он способен так соединиться с Богом, что все в нем становится Божественным. В воплощении всё во Христе было пронизано огнем Божества. Преподобный Максим Исповедник сравнивал соединение Божества и человечества в Нем с соединением огня и мечом, который вложен в пламя и так им пронизан, что можно резать огнем и жечь железом… Вот на что человек способен; на что способны наша плоть, наш ум, наши живые чувства, все наше существо; и не только способны, но это является прямым призванием нашим и говорит о том, что быть подлинно человеком, пребывать в полноте человечности, значит, соединиться с Богом, подобно тому, как человек и. Бог соединены между собою во Христе.
И, конечно, такое соединение влечет за собой внутреннюю борьбу нашей колеблющейся воли, которая сомневается, слушаться ли Живого Бога, раскрывающего перед нами наше подлинное призвание, или поверить сатане, говорящему: не надо! живи земной жизнью, живи слегка, вечность вся впереди, а теперь насладись временем…
Сейчас перед нами стоит этот вопрос: есть ли это во мне? Понимаю ли я величие своего призвания? Как это отражается в моей жизни, внутренней и внешней? Как могу я так спокойно жить землей, забывая небо, когда Бог пришел на землю, чтобы эта земля и небо соединились?
Составлено из бесед и проповедей митрополита Антония Сурожского